На заседании 28 октября текущего года руководители Банка России оставили ключевую ставку на прежнем уровне – 7,5%. При такой ключевой ставке коммерческие банки выдают кредиты под 10-15% и выше. Такой процент выше рентабельности в машиностроении и других обрабатывающих отраслях. Значит, не следует ожидать быстрого развития этих важнейших отраслей. Напомню, кстати, что у наших «врагов-партнеров» ключевые ставки находятся на гораздо более низком уровне – у Европейского Центрального Банка – 2%, у Федеральной Резервной Системы США – 4%. И это, несмотря на то, что инфляция там уже составляет порядка 10%. Возникает вопрос, чем объяснить такие неразумные действия мировых финансистов?
Интересен язык, с которым Банк России обращается к людям. Вот пример: «Решения по ставке будут зависеть от внешних и внутренних факторов и от того, как будут реализовываться, материализовываться проинфляционные, дезинфляционные риски». В общем, наша жизнь зависит от внутренних и внешних обстоятельств и от тех рисков, которые нас сопровождают. Такое научное объяснение. А вот как сам Банк России будет реализовывать эти риски, как их будет страховать? Ответа на этот вопрос нет. Еще один перл от Центрального Банка: «Кредитование в России постепенно оживает». А кто у нас по закону отвечает за кредитную политику, за то, чтобы насыщать денежными ресурсами промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство с целью роста всех отраслей экономики.
Банк России также не рассматривает введение дополнительных ограничений на трансграничные переводы из России. Пусть капитал по-прежнему бежит из нашей страны. Вот такая логика в условиях необходимости мобилизации всех ресурсов, когда выполняется Специальная военная операция на Украине.
Банк России живет в своем замкнутом мире – деньги делают деньги. А развитие экономики, обеспечение ее безопасности – это как бы уже не забота банкиров. Продолжу цитировать заявление одного из руководителей Банка России: «С точки зрения накопления золота в золотовалютных резервах – это то, что в настоящий момент нецелесообразно в силу того, что это создает дополнительный импульс к росту денежной массы». То есть, если Банк России будет закупать золото у наших золотодобывающих компаний, то за это золото надо платить, что как бы ведет к «росту денежной массы». Фактически такого рода рассуждения наводят тень на плетень. Золотодобытчики получат деньги – часть на зарплату, то есть рост спроса, что снижает инфляцию, о чём так безуспешно печется Банк России, который год подряд, а другая часть – это инвестиция золотодобывающих компаний в разведку новых месторождений, закупку оборудования, применение новых технологий, то есть рост спроса на промышленные товары.
Но самое главное – золото является самым надежным резервом. Цены на него только растут, есть. конечно, конъюнктурные колебания, но за длительный период цена золота только увеличивается. Мало того, что триста миллиардов долларов подверглись «заморозке» из-за того, что эти «бумажные» резервы лежали не у нас, а на счетах западных банков, еще сегодня в условиях острого геополитического противостояния с Западом не надо, оказывается, наращивать запасы золота. Ведь, если бы эти триста миллиардов долларов были овеществлены в золоте и лежали в наших хранилищах, то мы не лишились бы этих финансовых ресурсов, столь нужных сегодня. Большинство стран золото накапливают, памятуя о том, что в трудные времена – это самый ликвидный товар.
Банк России фактически не принимает активного участия в разработке экономической политики. По закону: «Банк России и Правительство РФ информируют друг друга о предполагаемых действиях…». Свою собственную валюту, которую Центробанк накопил за счёт продажи нефти и других ресурсов, Правительство не может напрямую занять у Центробанка. Иначе, говоря, Правительство всё будет и будет увеличивать свой долг, выпуская облигации федерального займа, что и намечено в бюджете на 2023-2025 годы. Что только не придумывается для оправдания всесилия банкиров и в отдельных странах, и в мире в целом. Успокойтесь, это не заговор, просто так устроена экономическая власть в мире - через банки. И этой власти подчинены правительства стран, так как могут распоряжаться только бюджетом, а банки- всеми финансовыми ресурсами. А те, кто сопротивляются этой власти доллара, подлежат изоляции, расчленению и, по возможности, уничтожению.
Так что играть по этим экономическим правилам — такая же наивность, как у Горбачева, Ельцина и сегодняшних финансово - кредитных ведомств, которые до сих пор верят в так называемый «свободный рынок», который после окончания специальной операции на Украине вновь вернётся. Не вернётся и этот самый рынок уже давно не свободный, а управляемый теми, у кого есть экономическая и военная сила.
Сегодня опять нам объясняют, если уменьшить процентные ставки, то денег станет много и забушует инфляция. Это опять сказки для детского сада. Ведь сам Центробанк определяет эмиссию, то есть выпуск денег в обращение. Далее, если предприятия берут кредит от 15-20%, то они эти деньги должны вернуть. Каким образом? С помощью более высоких цен на свою продукцию и услуги. Высокий процент порождает инфляцию, а не наоборот. Посмотрите прогнозы Центробанка и Минфина за последние полтора десятка лет к каждому трехлетнему бюджету. По этим прогнозам, постоянно в течение очередных трех лет инфляция должна снизиться то до 6 %, то до 4%. А она, эта инфляция, в два раза опережает прогнозы. Почему в последние месяцы текущего года инфляция ниже, потому что реальные доходы большинства населения снизились. А вовсе не из-за борьбы Центробанка с избыточной денежной массой. По отношению к валовому продукту эта масса у нас в значительно меньше, чем в Японии, Китае, Южной Корее. Не дает Центробанк денег целевым образом на развитие, чтобы больше производилось товаров, и инфляция затихла.
Простые рецепты изменения финансово-кредитной политики в нужную сторону известны и понятны квалифицированным экономистам, которые хотят, чтобы наша страна развивалась, а не была заложницей навязанной финансовой политики. Вот некоторые из этих рецептов:
- снижать ставки по кредитам и определять это законодательно вместе с трехлетним бюджетом: 2023 год – 6%, 2024 – 5%, 2025 - 4%. Тогда и предприниматели составят планы, и экономика станет развиваться;
- рубли, которые коммерческие банки берут у Центробанка, не должны уходить на спекуляции на валютном рынке. Их надо направлять на кредитование своих предприятий;
- в каждом субъекте РФ создать инвестиционный банк для финансирования предприятий в регионе;
- за счёт части резервов Центробанка увеличить Фонд развития промышленности, Российский экспортный центр, Фонд развития моногородов. Сейчас там явно недостаточно средств.
В стране нужна мобилизация финансовых ресурсов. В этом залог победы.
М.Н. Сидоров